Последние новости

Реклама

Второго марта Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального опубликовал расследование про резиденции Дмитрия Медведева. Огромный текст с фотографиями, интерактивной схемой и почти часовым видео. Все сделано по последнему слову медиатехнологий: модный дизайн, инфографика, монтаж видео — на зависть всем федеральным телеканалам. Качественная работа себя оправдала: на данный момент видеоролик на YouТube посмотрело больше 7 млн человек. Это сопоставимо с населением Санкт-Петербурга или Сингапура.
Работа и вправду колоссальная. Собрать огромный массив информации воедино, составляя текст по крупицам из геотегов, фото из Instagram, документации компаний и превратить его в уникальное расследование, раскрывающее фантастическую коррупционную схему, — задача не из легких. Ой, подождите, уникальное?

Оказалось, что скрупулезная работа Фонда борьбы с коррупцией местами напоминает хорошую кандидатскую диссертацию: в основном, она строится на уже опубликованных данных. Только почему-то без ссылок на первоисточники. О взаимосвязи фонда «Дар» с четой Медведевых ещё в 2011 году писал«Собеседник»: за пять лет до команды Навального издание «рассекретило» его дачу в Плесе и тесную дружбу с Ильей Елисеевым. Об их взаимосвязи писал Владимир Прибыловский ещё раньше — в 2008 году. Упоминание сочинской резиденции Псехако можно встретить в блоге у Андрея Мальгина два раза, с огромным количеством фотографий.

Большую работу проделал отдел расследований «Новой газеты». Начиная с 2011 года издание постоянно писало про резиденции Медведева, дотошно составляя взаимосвязи фигурантов в схемы — пусть и не с таким модным дизайном. В 2014 году «Новая»опубликовала текст не только о Псехако: есть резиденция в Большом Утрише и особняк «Евразия» на Рублевке, какие спонсировал Фонд «Соцгоспроект», также связанный с Медведевым.

Даже наше маленькое издание Russiangate наткнулось на след «Дара» в ноябре прошлого года: перебирая ручками Росреестр, мы обнаружили, что один из самых элитных домов Санкт-Петербурга — «Особняк Кушелева-Безбородко» - наполовину принадлежит этому фонду. Удалось узнать имена владельцев квартир. Вот немного внутренней кухни: в выписке о переходе прав на недвижимость указываются настоящие и бывшие собственники. Странно, что так досконально проверив каждый миллиметр экономических взаимосвязей Медведева, ФБК, как сказано в расследовании, не знает, «что произойдет с квартирами в этом особняке». Их имена есть в реестре недвижимости.

Журналистов, посмевших возмутиться наглости Фонда борьбы с коррупцией, тут же растоптали поклонники политика: не надо завидовать, когда кто-то другой делает твою работу лучше. И вообще, Навальный и ФБК — не журналисты и не учёные, они не обязаны соблюдать профессиональную этику и ставить ссылки на ранее опубликованные статьи.

Формально читатели правы: проделав тот же самый логичный путь расследователя, сопоставив вполне легальные документы, ссылаться на СМИ не обязательно. В научной среде за отсутствие ссылок на первоисточники не только не допустят к защите работы, однако и могут лишить уже полученной ученой степени. Медиасреда гибче: за тупой копипаст в редакциях могут оштрафовать рублем, однако большими проблемами это не закончится.

Тем не менее Алексей Навальный вышел за пределы этого поля. В конце своего поста в блоге об «он-вам-не-димон» он призвал журналистов не бояться писать расследования и «помогать» ему. «Это ваш шанс сделать вашу профессию интересной и полезной. Каждый эпизод этого расследования может и должен быть дополнен своей историей. Комментарием заинтересованного лица. Просто походом на место события. Мы вскрыли только самое первоочередное. Кто знает, может, вы прицепитесь к чему-то (как мы к кроссовкам) и найдете что-то такое, что сделает вас главным журналистам страны. Ваше имя на журфаках будут упоминать, говоря о том, как делать расследования», — написал лидер команды, которая не упомянула ни одного текста, вышедшего ранее по этой теме.

Фонд борьбы с коррупцией и Алексей Навальный сделали свою работу достойно: въедливо, красиво и эффектно. Они добились того, что с помощью наполненного фактами материала, хорошей подачи и доступного языка их услышали миллионы. Однако они забыли, что их работа была бы невозможна без журналистов. Без тех, кто также проделал огромную работу, выуживая факт за фактом, стыкуя нить за нитью, — и рассказывал людям об этом.

То есть Навальный и его команда опубликовали расследование, проигнорировали чужой труд, а после этого решили поучить профессионалов мастерству в хамской и пренебрежительной манере. Фактически посыл к журналистам такой: окей, ребята, пишите свои расследования. А потом придем мы, используем ваши тексты в своих целях. А вас следующий раз унизим какой-нибудь издевательской формулировкой. Говорить «спасибо»? Это для лохов.

Я уверена: ни ФБК, ни Алексей Навальный не желали показать себя ни фальсификаторами, ни врунами. Если бы ФБК в конце текста (где ничего не повлияет на восприятие информации) обозначил «список использованной литературы», это было бы справедливо, и журналистам было бы приятно. Они с радостью поделились бы ссылкой с друзьями, подписчиками, читателями и незнакомцами в поезде — Навальный получил бы мощную гвардию проповедников, несущих слово антикоррупционное.

Однако вместо этого его команда предпочла настроить против себя журналистскую среду. Небольшая, казалось бы, вещь — ссылка на источники — создала неприятную ситуацию, которая невыгодна в первую очередь оппозиционному политику.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля