Знакомясь с событиями истории севастопольской милиции, происходившими на рубеже 20 и 21 – го веков, нельзя не обратить внимание, на тех кто принимал в них самое непосредственное участие, и особенно на тех кто сейчас находится в рядах организации ветеранов уголовного розыска.
Одним из бойцов этой славной когорты, является Ярослав Васильевич Залуцкий. В его жизни как в капле воды отразилась очень непростая и во многом трагическая история как бывшего Советского Союза, так и нынешней Украины.
Родившись в 1952 году, в одном из небольших сельских райцентров Тернопольской области, он в 1972 году, после окончания срочной воинской службы приехал в Севастополь по приглашению своего брата, который после завершения матросской службы на Черноморском флоте, стал сотрудником одного из подразделений севастопольской милиции. Приехав в город – герой, он так же, вслед за братом решил избрать стезю милицейской службы и в звании старшего сержанта был принят на должность помощника дежурного городского управления внутренних дел.
Затем была служба участковым инспектором и поступление в 1977 году в Киевскую высшую школу милиции. Во время учебы в этом милицейском вузе, он регулярно проходил практику в севастопольском уголовном розыске и после получения высшего милицейского образования вернулся в Севастополь, и в звании старшего лейтенанта получил назначение на должность старшего оперуполномоченного отделения уголовного розыска Балаклавского РОВД. Там, он проходил службу до 1995 года, в том числе в промежуток времени 1992 – 1995 годов в должности заместителя начальника уголовного розыска Балаклавского райотдела внутренних дел.
В 1995 году, Ярослав Васильевич, был переведен в городское управления по борьбе с организованной преступностью, в качестве начальника одного из его отделов. Служба в УБОП, которая продолжалась у него до 2003 года, была трудной, но интересной потому пришлась на время первоначального становления этой структуры, которая была официально создана в 1992 году на базе 6-х отделов и управлений местных органов внутренних, возникших в последние годы существования СССР для борьбы со ставшей приобретать новые качества и параметры организованной преступностью.
По поводу затронутой в процессе общения темы особенностей своей профессиональной деятельности в уголовном розыске советского периода, Ярослав Васильевич отметил, что в тот промежуток времени времени в структуре преступных проявлений преобладали кражи государственной и личной собственности. Особенно почему – то доставалось школам, в которых кабинеты директоров и завучей регулярно взламывались их бывшими и тогдашними учениками в поисках денег и ценных вещей.
Специфической особенностью Балаклавы, как закрытой, в то время военно – морской базы, было отсутствие преступников – гастролеров, а в остальном структура и уровень тогдашней преступности соответствовал общегородскому да и общесоюзному, в целом.
Тяжкие преступления в виде грабежей и разбоев, не говоря уже об убийствах были редкостью, и на этом фоне произвел большой общекрымский и даже можно сказать общесоюзный резонанс, преступный инцидент, произошедший в Балаклаве в декабре 1983 года, связанный с попыткой вооруженного ограбления кассы секретного военно – морского института на набережной Назукина. Во время этого события два брата – преступника, один из которых работал на этом секретном объекте истопником, убили из обреза винтовки времен Великой Отечественной войны одного из офицеров, а затем уходя от преследования застрелили таксиста и были затем задержаны в ходе общекрымской милицейской операции с привлечением для осмотра горнолесной местности нескольких вертолетов Черноморского флота. Это было самое серьезной преступление в Севастополе начиная с 1952 года и до конца существования СССР.
В связи с этим и рядом других конкретных примеров, появился вопрос, о том, какие с точки зрения его как ветерана розыскной деятельности существуют наиболее эффективные методы раскрытия преступлений. По мнению Ярослава Васильевича, главное в этом деле – это постоянная работа над собой и прежде всего над повышением своего профессионального уровня, постоянное расширение круга источников информации о преступном мире, совершенствование навыков общения с представителями самых разных слоёв населения, с учетом присущих им личностных особенностей
А что касается часто задаваемого вопроса бывают ли в розыскной работе нестандартные ситуации требующие неординарных решений, то, по мнению интервьюируемого, такие ситуации могут возникнуть в любой момент, прямо посреди мирной и благополучной жизни, как это, например, случилось в СССР с катастрофой на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году или катастрофического землетрясения в Армении в 1988 году. Тем более что в этих событиях ему довелось непосредственно достаточно длительное время участвовать.
В связи с этим Ярославу Васильевичу, особенно запомнилось армянское землетрясение которое по количеству жертв и особенностям окружающей обстановки намного превзошло у него прежние чернобыльские впечатления. Когда опергруппа из Севастополя прибыла на девятые сутки после этой природной катастрофы в армянский город Ленинакан с 200-тысячным населением, то тысячи погибших были уже захоронены, но трупный запах шедший из развалин преследовал их на протяжении всего времени этой командировки. И в этих условиях, а так же очень тяжелого зимнего климата горной местности, который приходилось переносить в палатках, севастопольцы успешно выполнили все поставленные перед ними служебные задачи по охране общественного порядка.
Во многом этому способствовало то, что в советское время подразделения уголовного розыска как Севастополя, так и в общем – то и в целом по стране представляли собой сплоченные коллективы настоящих мастеров своего дела, в реальных условиях все кто приходил в розыскную деятельность оставались в ней до конца службы, текучести кадров столь характерной для нынешних времен просто невозможно было себе тогда представить.
Поэтому в конце нашей беседы Ярослав Васильевич, пожелал руководству нынешних как городского, так и районных подразделений уголовного розыска постоянно совершенствовать систему подбора кадров, их профессиональной подготовки, постоянно держать каждого сотрудника, особенно начинающего в поле своего зрения, с тем чтобы в случае необходимости оказать ему помощь в плане его профессионального становления.
А дальше все уже должно будет зависть от человека, чтобы он сам для себя понял, что работа в милиции, и тем более в уголовном розыске, это не есть обычная работа с целью заработка, это состояние души и призвание.