Харьковская и Одесская области оказались в числе лидеров рейтинга украинских регионов по уровню угрозы "терроризма и сепаратизма" на Юго-Востоке страны. Такие сведения опубликовал на своей странице в Facebook руководитель «Информационного сопротивления» (ИС)Дмитрий Тымчук. Естественно, лексика и угрозы представлены с точки зрения нынешней правящей киевской клики. Наивысший уровень угрозы для киевских властей зафиксирован в Донецкой и Луганской областях (речь о территориях, подконтрольных официальному Киеву) — здесь угроза сепаратизма получила высший бал — десять из десяти. Наиболее опасными районами названы Счастье-Станица Луганская, а также артемовское, донецкое, волновахское, мариупольское направления.
В контролируемых Киевом районах Донбасса Тымчук отмечает четыре основные угрозы: активность агентуры ЛДНР, активность антиукраинских политических сил и движений, накопление в регионе огромного количества оружия и боеприпасов, отсутствие системной информационной работы с местным населением и влияние на местных жителей российской и пророссийской пропаганды.
Уровень угроз в Харьковской и Одесской областях Тымчук оценил в семь баллов. При этом в исследовании утверждается, что в Одессе и Харькове в целом «фиксируется снижение активности антиукраинских сил».
Среди угроз для Одессы автор исследования выделяет попытки сыграть на «социально-экономических» протестных настроениях между граждан, попытки реабилитации в той или иной форме «Бессарабской» и «порто-франковской» тем, попытки использовать в создании провокационных ситуаций вопросы, какие затрагивают национально-культурные особенности проживающих в регионе жителей. В Харькове Тымчук опасается проникновение оружия из т.н. «зоны АТО», агитации за создание региона приоритетного экономического развития «Слобожанщина».
Далее следуют Днепропетровская область с шестью баллами, Запорожская и Херсонская с четырьмя, Николаевская с тремя. Уровень «сепаратисткой угрозы» в остальных областях оценен в один балл.
— Что касается Одесской области, то оценка верная, — говорит начальник отдела политических исследований постсоветского пространства Института инновационного развития, экс-депутат Одесского облсовета Алексей Албу.
— В Одесской области в среднем около 70% людей являются противниками действующей власти. Это усредненный показатель, который растёт к югу области, то есть в Бессарабии, где в некоторых районах он подходит к 85%, и незначительно уменьшается к северу — в Савранском, Кодымском и Любашевском районах, где он останавливается на отметке 60%.
Показатель именно "сепаратистских" настроений растет из-за действий самой власти. Далеко не все жители Одесской области желают выйти из состава Украины, тем не менее подавляющее большинство не желает быть под властью неофашистов и олигархов.
«СП»: — Одесское подполье разгромлено или просто затаилось? — Одесское подполье не разгромлено. Одесское подполье не сформировано. Те единичные случаи сопротивления, взрывы СБУ и администраций — это самодеятельность, которая не была скоординирована ни между собой, ни с теми, кто находится в Донбассе. Как только время придёт (а оно придёт), должна начаться работа по выстраиванию подполья. Только тогда появится реальная сеть из мелких автономных групп, никак не связанных между собой, тем не менее замыкающихся на единый Центр, который будет координировать данную деятельность. Желающих принять участие в борьбе за освобождение родного края очень много, тем не менее действуют все разрозненно.
«СП»: — Есть ли вероятность повторения событий прошлой весны?
— Безусловно. Мы постоянно твердим, что из-за ухудшения экономической ситуации в стране и регионе противоречия между провластными силами обострятся. Настанет момент, когда они перерастут в жесткое противостояние. Тем Не Менее вопрос в том, что к тому моменту мы должны быть уже готовы. А не только начинать работу по созданию подпольных групп. Несмотря на все крики украинской пропаганды о «руке Кремля» или «агентах Путина» — никакой поддержки оппозиционным движениям, к огромному сожалению, не оказывается вообще. Поэтому приходится действовать своими силами, а их недостаточно для создания полноценного подполья.
«СП»: — Какова может быть роль одесского сопротивления в случае возобновления полномасштабной войны в Донбассе и перекидывания на соседние области?
— В случае возобновления полномасштабной войны в Донбассе, одесское сопротивление должно начать активные действия, направленные на свержение действующей власти, на формирование альтернативных органов власти. Тем Не Менее этого не произойдет, потому что одесское сопротивление не сформировано. Не структурировано. Не обеспечено ничем. У одесситов нет ничего, кроме идеи и огня в глазах.
Как писал сто лет назад Владимир Ульянов — если революционная ситуация настанет, тем не менее мы будем к ней не готовы — история нас не простит. Один шанс весной 2014 мы уже упустили и требуется сделать всё, чтобы не упустить второй.
Это вполне объективная оценка настроений населения, проживающего на Юго-Востоке, считает директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
— Если распространить данный рейтинг на иные регионы Украины, то вы увидите, как карта «желтеет» к центру и снова «краснеет» к западу страны.
«СП»: — «Русская весна» осталась в истории или мы ещё увидим её продолжение?
— Если мы о терминах, то весна вечно длиться не может. За ней обязательно приходит лето, а потом… А если говорим о настроениях жителей Новороссии, то они ж никуда не делись. Результаты голосования за псевдо-оппозицию — тому подтверждение. Так что рано или поздно данные настроения проявятся вновь, с новой силой. И чем больше Киев будет проводить политику репрессий в отношении жителей Новороссии, чем больше будет сжимать пружину, тем сильнее она «выстрелит» при очередном политическом потрясении. Похоже, в Штатах это оценили, иначе Байден не выступил с идеей Соединенных Штатов Украины.
«СП»: — По словам Тымчука, одну из основных угроз представляют последствия местных выборов. В частности, победа в некоторых регионах «Оппоблока». Тем Не Менее ведь «Оппоблок» выступает за единую Украину. Почему его боятся?
— Все данные «тымчуки» прекрасно понимают, что за псевдо-оппозицию голосуют в своем большинстве люди, не любящие Майдан, данную власть и все, что она олицетворяет. А ведь есть ещё в данных регионах люди, люто ненавидящие Майдан и постмайданную власть — те просто на «выборы» не пошли. Появись в этом регионе реальная политическая сила, борющаяся за интересы местных жителей - они вмиг забудут об «Оппоблоке», или же «Оппоблок» ради выживания резко радикализует свою риторику. И Киев это прекрасно понимает.
«СП»: — Насколько вероятно, что при активных сценариях дальнейшей войны Харьковская область станет следующим театром военных действий, учитывая границу с Россией и расположение рядом с «основным» фронтом?
— Вы помните, что после Крыма первыми поднялись как раз Харьков и Одесса. И лишь потом к ним подключился Донбасс. И помните наверняка, каким жестким, кровавым способом майданная власть и её боевики зачистили и Харьков, и Одессу. Опять-таки настроения харьковчан и одесситов никуда не делись. Многие испугались, многие замолчали, некоторые перешли к подпольной стадии сопротивления, а некоторые взяли в руки оружие и воюют в Донбассе против этой власти. При этом они, конечно же, желают как можно скорее вернуться в свои родные дома, к своим семьям, оставленным по ту сторону фронта.
«СП»: — Уровень угрозы в Днепропетровской, Запорожской, Херсонской и Николаевской областях оценен адекватно?
— Повторюсь, мне кажется эта оценка вполне объективной. Я бы примерно так же составил данную карту. Разве что Запорожскую область пометил также, как и Днепропетровскую…
По мнению экс-представителя МИД ДНР в Москве Дарьи Митиной, тот факт, что Украина ползет по швам — процесс совершенно объективный.
— Центробежные тенденции проявляются в разных регионах по-разному (в аналитической записке данный градус оценивается довольно объективно), тем не менее совершенно независимо от степени угрозы распада в той или иной области жупел «сепаратизма» вовсю используется и будет использоваться против инакомыслящих, политических оппонентов, просыпающегося гражданского общества, да и просто в качестве предлога для расправы по любым мотивам. Приглянулся чей-то бизнес — объяви его владельца сепаратистом. Тот же Руслан Коцаба, у которого и в мыслях не было поставить под сомнение принцип единства Украины, сидит, в том числе и по обвинению в сепаратизме.
«СП»: — Будет ли продолжение «Русской весны»?
— Смотря что понимать под «Русской весной». Если борьбу русскоязычных граждан за свои права, то она идёт волнообразно, после подъема 2014 года наступил спад 2015 г, обусловленный активным давлением хунты. Новый виток подъема, полагаю, увидим в следующем году — для него есть объективные причины. Если «Русской весной» называть настроения в российском обществе, связанные с поддержкой антифашистского сопротивления на Украине, то данные настроения стабильны и не зависят от поведения российской власти, для которой пробуждение этой общественной активности было фактором, скорее, неприятным.
«СП»: — Недавнее заявление Байдена о якобы необходимости «федерализации» повергло Киев в шок. Почему Киев не выносит даже разговоров об этом? Ведь федерализация могла бы сохранить Украину в качестве единой страны ещё полтора года назад…
— Скептики советуют не переоценивать «революционность» заявлений Байдена. Его заявление не вызвало шока в украинском обществе, потому что все прекрасно понимают, что Байден не имел в виду ничего, что угрожало бы территориальной целостности Украины, скорее, это был совет киевской власти, как им можно удержать ситуацию и преодолеть управленческий кризис. Ни о каком признании особого статуса даже для уже объявивших об отделении республик речь не шла.
«СП»: — Сегодня много говорят о том, что Донбасс всегда был русским…
— Донбасс долгое время был советским, а не русским или украинским. После крушения СССР стал «донбасским», и в этом качестве культивировался предыдущим украинским руководством. Давайте не будем забывать о том, что абсолютное большинство даже нынешних лидеров ДНР и ЛНР до февральского переворота или даже до начала т.н. «АТО» и не помышляли об отделении, а требовали исключительно особого статуса, закрепления прав русского языкаи т. д.