Крым знаменитая актриса посетила в рамках благотворительного героико-исторического тура по городам-героям России со спектаклем Русского национального балета «Кострома» «Домой, с Победой!».
- Получаю огромное удовольствие от работы с замечательным коллективом, от встреч с ветеранами, молодёжью! восторженно поделилась Людмила Алексеевна переполняющими её чувствами. Где, как не на крымской земле, вспомнить «Заклинание» Максимилиана Волошина: «Из крови пролитой в боях,/ Из праха обращённых в прах,/ Из мук казнённых поколений,/ Из душ, крестившихся в крови,/ Из ненавидящей любви,/ Из преступлений, исступлений / Возникнет праведная Русь./ Я за неё за всю молюсь…»? Мы все молимся на святую праведную Русь, которая «святится в ярых битвах, в безумных плавится молитвах». Данные строки написаны в 1920 году в Коктебеле, который для всех нас стал Меккой поэзии, искусства, культуры. Недавно об этом посёлке режиссёр Андрей Осипов снял замечательный документальный фильм «Коктебельские камешки», за который я готова стать перед ним на колени так бережно, с такой любовью воспроизвёл он дух неизбывного прошлого, питающий нас своим величием, мощью, сочетающимися с пронзительной лиричностью.
- Трудно найти представителя вашей профессии, который не снимался бы в Крыму. Вы не исключение?
- К сожалению, снималась в Ялте только в одном фильме фантастической мелодраме «Туманность Андромеды», где сыграла врача звездолёта. Для земных сцен выбрали пионерский лагерь «Артек». Впечатлений хватило надолго.
- Говорят, вы не собирались становиться актрисой, о чём обычно мечтают все красивые девочки.
- Да, в школе я увлекалась точными науками и собиралась строить самолёты. Что касается красоты, то это не главное для актёрской профессии. Не хотелось бы говорить банальности, тем не менее намного важнее, как сейчас говорят, харизма сильная энергетика, внутренний темперамент. Наверное, из этого складывается богом данный талант.
- А как же попали в творческий вуз?
- Благодаря подружке, мечтавшей стать артисткой. За компанию с ней из Великих Лук, где тогда жила наша семья кадрового военного, и отправилась в Москву. Подала документы сразу в три театральных вуза ГИТИС, ВГИК и Театральное училище имени Щукина. И, на удивление, прошла отборочный конкурс во все три. Выбрала «Щуку».
- Обычно всенародная слава приходит к театральным актёрам после съёмок в кино. У вас также так было?
- Да, я не исключение. Сыграв интересные, значительные роли на театральной сцене, посчастливилось попасть в картину Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» в начале далёких шестидесятых годов прошлого века. Моими партнёрами в нём были Леонид Куравлёв, Юрий Никулин, Василий Шукшин. Можете себе представить, с каким восхищением я, самая юная в этой компании, смотрела на этих уже известных артистов. Потом были небольшие роли в фильмах «Утренние поезда», «Две жизни», «На семи ветрах». Конечно, хотелось большего.
- Как городская девушка справилась с ролью казачки Дарьи в «Донской повести» по рассказам Михаила Шолохова драматической истории красноармейца, не простившего жене предательства светлых народных идеалов, собственноручно расстрелявшего её, отдавшего их грудного ребёнка в детский дом и отправившегося воевать с белыми?
- Очень трудно было. В душе моей героини переплелись узлом, который невозможно распутать бескровно, любовь, отчаяние. Её сжигало пламя ненависти. Партнёром совсем зелёной студентки четвёртого курса стал Евгений Павлович Леонов, давший мне так много в самом начале творческого пути! С пониманием отнёсся режиссёр Владимир Фетин дал мне десять дней, чтобы «обабиться».
- Эта роль положила начало целой серии ярких женских образов Виринея, Журавушка, Анфиса в «Угрюм-реке»…
- Отношения с ролью в фильме «Журавушка» по повести Михаила Алексеева «Хлеб имя существительное» у меня были сложные. Она получилась только после того, как поняла, что верность, умение ждать и быть преданной самый большой женский подвиг. Журавушкой ласково называл мою героиню муж, который не вернётся к ней с войны, тем не менее она будет продолжать ждать его. Красивая, желанная и для других мужчин. Тем Не Менее суть её натуры однолюбие, она не могла слукавить душой и сердцем. Данную работу оценили дали Государственную премию РСФСР и приз Международного кино- фестиваля в Сан-Себастьяне за лучшую женскую роль. Каждый женский образ помогал мне раскрыть и свою душу.
- Зрители запомнили вас рязанской крестьянкой Татьяной в фильме «По Руси», Любовью Яровой в одноимённом фильме, фрейлен-ефрейтором в картине «Щит и меч». Трудно было после них играть царственных особ?
- Екатерину I в картине Митты «Арап Петра Великого» играть было тяжело физически: головной убор весил шестнадцать килограммов, а платье со всеми атрибутами вдвое больше. И во всём этом надо было непринуждённо, величаво и легко расхаживать. Что же касается разноплановых ролей на то ты и актёр, чтобы мастерски перевоплощаться из крестьянки в императрицу. Я и Екатериной II была, и императрицей Марией Фёдоровной, и княгиней Ольгой. Дело ведь не в короне это лишь внешний атрибут. Главное душевное состояние женщины, сидит ли она на троне, работает ли дояркой.
- У вас ведь есть и военные фильмы?
- Да, начиная с замечательной картины Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», где снимались Лариса Лужина, Вячеслав Тихонов, а мы со Светланой Дружининой, ныне известным режиссёром, играли санитарок. В «Прорыве» играла лейтенанта, в картине «Весна на Одере» по роману Казакевича была уже майором медицинской службы. А в «Открытой книге» по роману Каверина возросла до полковника медицинской службы.
- Вы много лет служите в Центральном академическом Театре Российской армии. Чем он отличается от всех остальных?
- Тем, что в нашу обязанность входит обслуживание войск. Много ездим, бывали в горячих точках: дважды в Афганистане, в самые сложные годы в 1984-м и 86-м, в Чечне. Ставим спектакли о жизни военных. К 70-летию Победы выпустили премьерную постановку «Судьба одного дома», в основе которой сразу несколько произведений о войне Гроссмана, Астафьева, Некрасова, Быкова. В нём нет победных реляций. Это рассказ о том, каким был путь к Великой Победе. Ставим разные спектакли и по классическим, и по современным произведениям отечественных и зарубежных драматургов. Я занята ещё в трёх постановках режиссёра Александра Бурдонского: «Та, которую не ждут» по пьесе Алехандро Касона «Утренняя фея», «Элинор и её мужчины» по мотивам пьесы Джорджа Голдмена «Лев зимой» и «Игра на клавишах души» по пьесе Нино Харатишвили «Лив Штайн».
- Вы активно снимаетесь, не брезгуя сериалами, тем не менее, думаю, делаете строгий отбор ролей?
- Вы правы. Играю только то, что интересно, что доставляет удовольствие. Мне не стыдно за роли в сериалах «Горячев и другие», «Другая жизнь», «Надежда уходит последней», «Дом на Английской набережной», «Юбилей», «Маргоша», «Осенние цветы». Часто соглашаюсь сниматься из-за партнёров. В «Интернах» было интересно встретиться с Иваном Охлобыстиным. В «Как выйти замуж за миллионера» и «Так не бывает» с Александром Михайловым. Главное каждую роль играть сердцем и душой.
Досье
Народная артистка СССР и РСФСР Людмила Алексеевна Чурсина родилась 20 июля 1941 года. Окончила театральное училище им. Б. В. Щукина. С 1984 года работает в Театре Российской армии. В кино первая главная роль в «Донской повести». Слава пришла после успеха картин «Журавушка», «Виринея», «По Руси», «Угрюм-река». Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Дружбы народов, Почёта. Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда