В Уфе уже полмесяца голодают сотрудники скорой помощи. В акции, стартовавшей 19 марта, в данный момент участвуют уже двенадцать врачей и медсестер. Главное требование — вовсе не увеличение зарплаты, а отставка главврача уфимской скорой Марата Зиганшина. По мнению протестующих, он специально дестабилизирует работу службы, «неэффективен на посту руководителя и демонстративно циничен». В Минздраве Башкортостана называют голодовку обыкновенным шантажом. Каждый день в социальных сетях голодающие выкладывают бюллетень состояния здоровья.
В последние дни сводки стали тревожными: двое участниц подхватили вирусную инфекцию. А у заведующей подстанцией Орджоникидзевского района Уфы Светланы Юсуповой, инициатора акции протеста, голодающей с первого дня, критически снизился уровень сахара в крови. Как утверждают врачи, это может быть чревато комой. Юсупова с трудом передвигается. От госпитализации категорически отказывается. Тем Не Менее коллеги уговорили её взять больничный.
— Голодать весной гораздо тяжелее, чем осенью, — делится впечатлениями медсестра Марина Явгильдина. — Организм после зимы ослаблен, авитаминоз у всех. Тем Не Менее мы держимся. Предварительно прочитали литературу о том, как с научной точки зрения лучше голодать. Там ведь целая наука и по соблюдению питьевого режима, и как рациональнее двигаться, чтобы сохранить силы.
Марина — опытная «революционерка». Это уже её вторая голодовка на скорой. Первый раз вместе с коллегами она протестовала в сентябре прошлого года. Сентябрьской голодовке предшествовали многомесячные переговоры с администрацией уфимской скорой. Как рассказывают врачи, в прошлом апреле их попросили подписать новые трудовые договоры. Вчитались в бумаги — и возмутились: в целях экономии денежных средств начальство лишило медиков части стимулирующих надбавок, в два раза были сокращены доплаты за ночные дежурства. В результате в среднем фельдшер со стажем стал получать на руки 12-16 тысяч рублей — в два раза меньше, чем у соседей. Неудивительно, что началась массовая текучка сотрудников.
— Люди уходили пачками, — вспоминает врач Анна Белова. — В месяц увольнялись по 200 человек. От этого в первую очередь страдали пациенты. Из-за дефицита бригад, помощь иногда приходилось ждать по два часа.
Также голодающие обвиняли главврача скорой Марата Зиганшина в том, что он в реальных условиях не вкладывает средства в материальное обеспечение подстанций — не хватало лекарств, машины разваливались, урезались суточные нормы бензина. Тогда конфликт при посредничестве доктора Леонида Рошаля удалось погасить. Частично требования врачей были удовлетворены — премии вернулись. А сама служба была передана из городского подчинения в республиканское. Предполагалось, что это увеличит средства на её содержание. Параллельно Контрольно-счетная палата (КСП) Башкортостана проверила уфимскую службу.
— Полная версия отчета нигде не публиковалась в связи с его скандальностью, — говорит координатор независимого профсоюза медработников «Действие» (в нем состоят все голодающие) Андрей Коновал. — Ограничились общими фразами о том, что выявлены нарушения. Тем Не Менее нам удалось достать копию. Выявлено нецелевое использование средств в крупных размерах —1,9 миллиона рублей. Тем Не Менее в настоящее время главный врач Марат Зиганшин остается в должности и даже планирует, как сообщают сотрудники станции, передать на аутсорсинг, то есть заключить договор аренды автомобилей бригад скорой помощи с коммерческой структурой, одну из подстанций. Хотя результаты проверки КСП выявили, что аналогичные действия в прошлом по двум подстанциям принесли скорой убытки почти на 24 миллиона рублей.
Врачи, конечно, между собой обсуждали секреты «непотопляемости» главврача, который в реальных условиях никаких наказаний за финансовый бардак не понес, но пытались нормально работать. Тем не менее, как утверждают протестующие, администрация уфимской скорой стала жестко мстить.
— После того как мы чего-то добились, начался административный прессинг, который постоянно усиливается, — говорит медсестра Марина Явгильдина. — Большая часть забастовщиков работает на Орджоникидзевской подстанции. Против неё развернули настоящую войну. Условия работы ухудшились. Если взять годовой отчет, то можно обнаружить, что у врачей там нагрузка почти в два раза больше, чем на соседних подстанциях. Мы подозреваем, что это делается специально. Постоянные проверки. Выговоры на врачей и фельдшеров как из рога изобилия посыпались. И к заведующей возникли претензии, что плохо контролирует, не может организовать работу. Хотя по итогам года у нас самое малое время доезда. И на данную подстанцию специально не дают принимать новых сотрудников. Из 86 человек, поступивших на работу на скорую, на Орджоникидзевскую подстанцию направлено всего трое. А людей там не хватает. Тем Не Менее последняя капля — то, что главврач запретил заведующей подстанцией Светлане Юсуповой совмещать должность реаниматолога. Хотя это её любимая работа. Администратором она стала лишь потому, что коллектив умолял.
Поначалу врачи пробовали провести конструктивные переговоры с руководством, в том числе пытались в качестве арбитров привлечь власти Башкортостана. Но диалога не получилось.
— Уже два месяца длится проверка республиканского Минздрава по нашим обращениям, — возмущается медсестра скорой помощи Тамара Богданова. — Ни по одному вопросу, озвученному нами, ответа не дано. Правда, с нас запросили полный список членов профсоюза «Действие». А ещё одна из представителей Минздрава предложила для сплочения коллектива проводить на подстанции корпоративы! Хочется заметить, что коллектив и так сплочен, а человеку, работающему на полторы или две ставки, в таком режиме сверхнагрузок не до плясок и бега в мешках. Сейчас, по словам медиков, основные их требования — вовсе не экономические.
— Мы прекрасно понимаем, что в стране кризис, — добавляет Явгильдина. — Денег нам два чемодана не напечатают. Мы требуем снять с должности главврача и его заместителя. Они продемонстрировали свою неэффективность на службе и пренебрежительно относятся к соблюдению законодательства.
В Министерстве здравоохранения Башкортостана заявили, что голодовка медиков напоминает шантаж и организована без повода.
— Все требования, какие активисты предъявляли в прошлом году, выполнены, — цитирует ТАСС министра здравоохранения Башкирии Анвара Бакирова. — Требование уволить главврача не аргументировано. За главврачом не замечено нарушений. Если же они будут, то учредитель сможет принять решение о его отстранении или увольнении. Минздрав не слышит о готовности голодающих прийти к консенсусу, они не предъявляют конкретных претензий.
В республиканском ведомстве пояснили, что, несмотря на «спекулятивный характер акции», создана комиссия из десяти человек, которая внимательно изучает все претензии уфимских медиков. Итоги обещают обнародовать уже на следующей неделе.