В июне 2012 года была утверждена Концепция Государственной миграционной политики. Сей основополагающий документ утвердили аж на 13 лет вперед (до 2025 года). Сегодня идёт первый её этап: анализ ситуации. И анализировать есть что.
Миграционная политика в России за последние два десятилетия стала одним из главных раздражителей российского общества. Можно уверенно говорить о том, что миграционная политика является одним из главных факторов жизни современной России. Она диктует криминальную обстановку, как в центре, так и в регионах. Она напрямую связана с благосостоянием граждан, уровнем жизни и комфорта в стране. Она же может быть точкой опоры и рычагом, с помощью которого можно «перевернуть» действующую власть. Давайте же вместе с ребятами из ФМС разберемся, в чем смысл Концепции и как развивались, развиваются и будут развиваться отношение Владимира Владимировича с миграционной политикой.
Для начала, вспомним, в какой «увлекательный» промежуток времени времени с точки зрения миграционной политики Владимир Владимирович пришел во власть. Всего за 8 лет до этого контуры границ страны заметно изменились, и части территории бывшего СССР стали полноценными странами. И миллионы жителей той самой внезапно свободной территории спорили, граждане ли они Союза или уже куда менее значимых на международной арене стран. Кто-то желал обратно под крылышко (теперь уже) России, кто-то - наслаждался прелестями независимости. Разбираться с неясной ситуацией решили простыми и логичными методами: жил в СССР и хочешь жить в России - получай гражданство и живи себе спокойно, не хочешь - не получай. Такой была государственная миграционная политика в 1991 году. Позже, с оттепелью, и особенно с приходом во власть Владимира Путина её курс резко изменился. Успевшие получить гражданство радуются, а желающие, которым не хватило времени - грустят. Кто не успел, тот опоздал, без обид.
Дальше стало интереснее. Процесс получения гражданства усложнили, приток населения уменьшился. Рынок дешевой рабочей силы стал страдать, а работодатель уже избалован. Мастерами, готовыми работать за низкую ставку, какие ещё и рады тем копейкам, какие получают за самый непрестижный труд. Ведь на данные деньги их семья может жить припеваючи в одной из бывших республик, а они - по старой русской традиции - уехали на заработки, и единственное, что их волнует - не собственное положение, а гарантированность беспроцентного денежного перевода Столица России - Душанбе. Поэтому их так ценит работодатель: они неприхотливы, просты в использовании и полностью зависят от приказов нанимателя, ведь если он - а он может - их лишит работы, то их семьи будут голодать. Так было до определенного времени.
Если снова сравнивать Путина с Андроповым, по причине того что оба - бывшие силовики во главе государства, то именно чуть больше Андропова нужно сегодня Владимиру Путину в реализации государственной миграционной политики. Ни метания из стороны в сторону с первой попыткой разобраться в ситуации - через 15 лет, а чёткий курс, выверенный и неизменный. Простая процедура въезда и облегченное получение работы для мигрантов, или сложный процесс получения гражданства/регистрации, зато более высокооплачиваемая работа в непрестижных сферах. И уже в зависимости от выбора - борьба с последствиями. Жесткий контроль потока приезжающих, обеспечение им нормального уровня жизни и подавление возмущений националистов всех видов при выборе первого варианта, при выборе второго - мотивация и создание заинтересованности между дешевой рабочей силы, борьба с дефицитом её на рынке труда.
Так или иначе, в любом случае после принятия такого решения останутся недовольные. Националисты, у которых «Россия для русских», народ, у которого «понаехали тут» или же сами «понаехавшие», которым «понаехать» просто так больше не дают, да ещё и создают конкуренцию на рынке труда, отдавая предпочтение местному населению. Метания от одного к другому, как только что-нибудь начинает не нравиться определенной группе населения, не дадут положительного результата. В конце концов, побыть недовольными и погромить какую-нибудь площадь у случайного торгового центра успеют все прямые и косвенные субъекты миграционной политики. И в дураках в итоге окажутся все, включая государство, которое так старательно настраивает против себя как народ, так и мигрантов.
Еще одна проблема современной государственной миграционной политики - её влияние на криминогенную обстановку в стране. И проблема делится на вопрос нелегальных мигрантов и трудности ассимиляции. Нелегальный мигрант находится в диких условиях: за работу ему платят гроши, жильё - барак, условия труда - почти рабство, за человека его работодатель не считает.
Документальных кадров, как и репортажей, на данную тему предостаточно. Тем Не Менее нелегальный эмигрант все же едет в РФ, потому что здесь он заработает своей семье на хлеб. И он все же не жалуется, потому что назвать его положение «подвешенным» было бы слишком мягко. А жить, меж тем, хочется. Как зачастую уровень образования нелегального эмигранта из бывшей союзной республики оставляет желать лучшего, равно как и трудовой стаж, знание языка, навыки и квалификация, на нормальную высокооплачиваемую работу он рассчитывать не может. На получение образования или увеличение квалификации - также, по тем же причинам. Существует он в постоянном состоянии зависимости и дискомфорте, без надежды на улучшение ситуации в будущем. Идеальные условия для развития криминальных наклонностей. Так, по статистике, именно выходцами с Кавказа, с востока совершается большинство преступлений и правонарушений. Если не верить официальной статистике, можно убедиться в этом проще: найти лишние 10 минут и дойти до ближайшей доски объявлений с плакатом местной прокуратуры «разыскиваются». Редко там можно встретить хоть отдаленно славянскую, европейскую или азиатскую внешность.
Беда в том, что редко кто понимает, насколько это не их вина - такое положение дел. Вина в том - государства и создаваемых им условий труда, недостаточно плотных границ. Негуманно по отношению к нелегальному иммигранту давать ему возможность нелегально мигрировать в РФ. Миграционная политика при Путине, будь она порнофильмом, находилась бы в разделе БДСМ: с плеткой-девятихвосткой нависает государство-садист над мазохистом-мигрантом, который не может не стремиться к боли. И государство позволяет ему почувствовать всю заслуженную боль. А ему, уходя от метафоры, ничего не остается, кроме как презирать и нападать на государство. Вернее, на его граждан. И не в ментальности дело, не в «законах аула», любимом аргументе националистов.
К несчастью, мало кто из «политически-активных молодых людей» это понимает. И лозунг «Россия для Русских» скорее обращен к государству, чем к тем, кто под определение «русский» не подпадает. Так, в криминальной активности между приезжих виноваты вовсе не они сами. Со времен советского союза едва ли их ментальность успела коренным образом измениться, а в те годы мирное сосуществование тех, кто сегодня друг друга презирает, было естественным. Что изменилось? Сегодня народы не сосуществуют, а находятся в вечной конфронтации, борьбе, и один от другого защищаются. С помощью ношения травматического оружия, объединения в закрытые группы, прочие абстрагирования по этническому признаку. Ни о какой ассимиляции, сколько бы ТНТ не снял сезонов сериала «Последний из Магикян», и как различия не выставляй смешными на ТВ, не может идти и речи. Обе стороны чувствуют себя униженными и оскорбленными, и обе стороны активно защищаются. А сосуществование в условиях соперничества и взаимного презрения, если учесть (не сделать на нем акцент, не считать основной причиной, тем не менее только иметь ввиду как факт) менталитет коренного населения и выходцев из бывших союзных республик, равняется вражде. Вот ещё одно следствие непродуманности и непостоянства миграционной политики при Владимире Путине: разжигание межнациональной розни. Забавно, что государство, которое по сути само провоцирует межнациональную рознь, само же надрывно и показушно все время с ней борется. И это даже не лицемерие, а просто глупость, следствие той самой бесхребетной позиции государства в решении этого вопроса.
Вернемся к началу статьи и вспомним о программе, которая за 25 лет сделает из сегодняшней миграционной политики конфетку. Если вдуматься в её формулировки, то становится очевидным: это не реформа, а попытка разобраться в ситуации, выиграв время за счёт незначительных изменений в бюрократических процедурах и не допустить ухудшения ситуации. Тем Не Менее это уже хоть что-то. Что-то принятое с опозданием в более десятка лет, принятое, когда уже «поздно пить Боржоми», когда ни один из вариантов с решительными мерами уже не является опцией. Реальность такова: нынешняя власть в России упустил ситуацию с миграционной политикой, а теперь все время занята тушением «пожаров», вместо того, чтобы обеспечивать условия для того, чтобы они не возникали.