Украинские власти, пользуясь политической и дипломатической поддержкой своих западных кураторов, продолжают саботировать реализацию минских соглашений.Несмотря на то, что ДНР отвела около 400 единиц тяжелой техники от линии соприкосновения, украинская сторона, ссылаясь на ОБСЕ, отказывается признать данный факт. МИД России был вынужден отправить миссии ОБСЕ ноту протеста в связи с уклонением последней от выполнения своих обязательств. «Вызывает сожаление, что специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине, ссылаясь на отсутствие неких инструкций, не проявляет должного стремления к исполнению возложенных на неё функций и уклоняется от мониторинга выполнения сторонами конфликта обязательств по отводу тяжелого вооружения», - говорится в комментарии ведомства, обнародованном в среду.
В свою очередь, глава нашего внешнеполитического ведомства Сергей Лавров назвал нереальными условия, выдвигаемые Киевом для начала отвода тяжелых вооружений в Донбассе. «Выдвигаются смехотворные по большому счету требования, какие полностью поддерживают точку зрения киевских властей, а они, как вы знаете, заявили, что начнут отвод тяжелых вооружений, только если сутки или двое продержится тишина без единого выстрела, - отметил российский дипломат.
Дело в том, что созданием «шумовых эффектов», препятствующих реализации второго пункта минских соглашений, занимаются именно ВСУ, какие сами регулярно продуцируют поводы для того чтобы не выводить боевую технику. В качестве свежих примеров такого рода – бои в районе Бахмутки (близ населённого пункта Новотошковское и в районе 29-го блокпоста), а также в районе населенного пункта Попасное. Также ВСУ обстреляли позиции ополченцев в районе аэропорта города Донецка с огневых позиций, расположенных в районе н.п. Опытное и Авдеевка. При этом использовалось то самое тяжёлое оружие (ствольная артиллерия и танковые орудия), которое должно быть отведено от столицы ДНР на безопасное расстояние. Ополченцы, в свою очередь, не отвечали на провокации и ответный огонь не открывали.
В селе Широкино (недалеко от Мариуполя) накануне и вовсе прошёл танковый бой, в котором участвали по три-четыре танка со стороны ополчения и украинского батальона «Азов».
«Ожидаем, что специальная мониторинговая миссия ОБСЕ незамедлительно приступит к выполнению возложенных на неё функций мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения всеми сторонами конфликта», - отмечают в МИД РФ.
Следует отметить, что апелляция МИД РФ к миссии ОБСЕ на Украине, которая банально игнорировала свои обязанности, возымела некоторое действие. Во всяком случае 26 февраля наметились первые позитивные сдвиги в сторону реализации соглашений. Свой мирный настрой подтвердили ополченцы, какие в течение четверга отвели 30 самоходных артиллерийских установок (САУ) от линии соприкосновения в Донбассе в присутствии наблюдателей ОБСЕ.
В свою очередь, украинский Генштаб сообщил, что армия страны начинает отвод тяжелых вооружений с линии соприкосновения в Донбассе. Отдельно указывается, что орудия будут выводиться исключительно при мониторинге и верификации ОБСЕ. Насколько эта обещающая декларация будет соответствовать действительности, покажут ближайшие дни. Хотя уже сейчас можно предположить, что режим Порошенко не будет торопиться произнести сакраментальное «прощай, оружие!». О чем свидетельствуют многочисленные оговорки. Вроде того, что отвод вооружений и тяжелой техники в случае попыток противника перейти в наступление не состоится.
Сегодняшние украинские власти не готовы к установлению прочного перемирия, а занимаются дешевыми провокациями, считает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
– Мотивация очевидна – нежелание выполнять минские договоренности. При этом Порошенко и генералы из его силового блока пытаются переложить ответственность на другую сторону.
Трудно не согласиться с Лавровым, который называет условия, выдвигаемые украинской стороной, смехотворными. Что значит, «двое суток без единого выстрела», если их совершают сами украинские военные? По сути, это изначально невыполнимое требование. Точнее, его выполнение зависит не от ополченцев или России, а от самих ВСУ.
«СП»: – Киевские власти все время пытаются совершить шулерскую подмену, когда участником конфликта назначается Москва. А Киев, получается, не несет никакой ответственности за происходящее.
– Украина ведет себя так, как будто, не она выступает основным участником гражданской войны, а Россия. Наверное, Порошенко мнит себя в статусе наблюдателя, гаранта перемирия или посредника.
«СП»: – Вы согласны с оценкой главы ДНР Александра Захарченко, что ВСУ сейчас перегруппируются и переоснащаются, чтобы перейти в наступление в течение ближайших месяцев?
– Это похоже на правду. Во-первых, мы уже неоднократно были свидетелями, как Украина нарушает взятые на себя обязательства. Во-вторых, не вызывает сомнений, что украинское руководство абсолютно несамостоятельно в своих действиях. В том числе в части достигнутых договоренностей. Понятно, что данные люди управляются извне. Грубо говоря, те кукловоды, какие дергают за ниточки своих марионеток из-за океана, заинтересованы в большой войне в Европе.
«СП»: – Европе «неожиданно» расхотелось воевать, если речь идёт о переговорах в формате «нормандской четверки»?
– Пожалуй, впервые европейские лидеры выступили консолидировано против «генеральной линии» Вашингтона. И то, что в реализации минских соглашений активную посредническую роль играет ОБСЕ, также не вполне вписывается в планы американских кукловодов. Устами Порошенко они озвучили свои претензии на данный счёт – им бы хотелось привлечь миротворцев в более размытом ооновском формате.
Мы помним югославскую историю, когда Брюссель организовал полицейскую миссию в Косово. После чего сербам пришлось бежать из края. Главными «модераторами» войны на Украине выступают американские «политики-ястребы», какие почему-то считают, то что большая заварушка в Европе позволит им выйти из экономического пике.
«СП»: – Радикалы из таких организаций как «Правый сектор» или УНА–УНСО (Верховный суд России решением от 17.11.2014 признал экстремистской деятельность организаций «Правый сектор» и «Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона». Их деятельность на территории России запрещена.- прим. ред.) - это «приводные ремни» влияния упомянутых «ястребов» на украинский политикум?
– Это созданные американцами инструменты для оказания влияния на внутреннюю повестку на Украине. Ярош уже заявил о том, что не собирается выполнять решение о прекращении огня. Порошенко оказался в непростой ситуации – если он будет скрупулезно выполнять минские соглашения, ему в спину упрутся штыки радикалов. А там и до третьего Майдана недалеко.
Если бы Порошенко был государственником, минские соглашения выполнялись бы. А так американцы поставили во главе Украины политика-олигарха, который думает только о своем кармане, бизнесе и сохранении своих активов за рубежом. В такой ситуации ничего хорошего Украину не ждет.
«СП»: – Глава МИД Франции уже заявил, что новые меры последуют, если ополченцы начнут наступление на Мариуполь. А госсекретарь США Джон Керри пообещал Столице России очередную порцию «санкционной кары», даже не уточнив, за что именно.
– Насколько я знаю, под Мариуполем в селе Широкино произошёл танковый бой. Показательно, что с украинской стороны, в нем приняли участие бойцы батальона «Азов», который финансирует Коломойский. Не факт, что это подразделение вообще подчиняется Верховному Главнокомандующему. Понятно, что перемирие это полумера и не окончательное решение вопроса.
Единственный способ остановить данный молох войны, на мой взгляд, это проведение подмандатной миротворческой операции. В данном случае под эгидой ОБСЕ.
«СП»: – Вы имеете в виду миротворческий формат с участием РФ, против которого выступают сразу Киев и Вашингтон?
– Да, тем не менее эта практика себя хорошо зарекомендовала. Возьмите, например, Приднестровье, где уже почти 23 года продолжается миротворческая операция. Причем, помимо российских миротворцев, там есть украинские миротворцы, а также представители Молдавии и ПМР. Данный смешанный контингент весьма эффективно обеспечивает режим разведения сторон и наличие демилитаризованной зоны. А дипломаты уже занимаются тем, что принуждают конфликтующие стороны к переговорам.
Второй пример – под мандатом ОБСЕ проходила миротворческая операция в Южной Осетии. Там точно так же были организованы Смешанные силы по поддержанию мира. В состав которых входили по 500 человек от Грузии, России и Северной Осетии. В мандате ОБСЕ написано, что нападение на миротворцев неприемлемо ни с одной из сторон. А в Южной Осетии вооруженной агрессии подверглись миротворческие части РФ. Да, в агрессии обвинили Россию. Мировые СМИ ведь существуют в параллельной реальности. Это не имеет никакого отношения к объективному освещению событий. Это даже не пропаганда, а Голливуд. Тем не менее, через пару месяцев правоту России был вынужден признать весь мир.
«СП»: – Думаете, такое возможно, что ополченцы с солдатами ВСУ будут разделять… друг друга? Тем более, что сценарий ПМР или Южной Осетии для киевского руководства едва ли подходит.
– Ещё раз повторю, под мандатом ОБСЕ создается Смешанная Контрольная комиссия, в которую будут входить не только ополченцы и делегаты Киева. Данный орган занимается разбирательством каждого инцидента. Это все методологически не просто прописано, тем не менее и отработано.
«СП»: – Опять же, насколько это реалистично, если Киев начисто отрицает возможность присутствия представителей РФ в числе миротворцев как «государства-агрессора»?
– Это и есть предмет для переговоров. В качестве компромисса можно предложить белорусов или казахстанцев. Никто же не возражал против проведения переговоров в Минске, как на альтернативной и удобной для всех площадке. Было бы желание установить мир. Если хотя бы одна из договаривающихся сторон держит «фигу в кармане» (говорит про перемирие, а сама думает, где бы ещё найти оружие и солдат, какие не желают идти служить), то война неизбежна.
Насколько мне известно, польские инструкторы признались, что занимаются подготовкой украинских военнослужащих. Значит, Киев готовится к войне. Для того, чтобы установить мир, ничего лучшего, чем миротворческая операция пока не придумано. Дураков нет – не бывает такого, чтобы «два дня не стреляли», когда отсутствует единая линия фронта. Тем более, что оружия в регионе столько, что постреливать оно будет ещё долго.
Последнее развитие событий свидетельствует о том, что минские соглашения станут короткой передышкой перед новой эскалацией конфликта, утверждает заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин.
– Киев все ещё надеется с помощью американского оружия и западных инструкторов дожать Новороссию. В свою очередь, ДНР, кажется, также не прочь попробовать овладеть Мариуполем. По Той Причине это стратегически важный порт на Азовском море. Есть два пути – либо эскалация, либо замороженный конфликт. Но последний всегда рискует превратиться горячий. В условиях, если на разграничительную линию не будет введён серьезный миротворческий контингент из нейтральных стран.
Это то, что мы видим на территории Нагорного Карабаха, где несколько раз в сезон возникают серьезные перестрелки.
«СП»: – Раз американцы заявляют о новом пакете санкций, значит, у них готов и «повод к войне»?
– От санкционной политики США, наверняка, не откажутся.
«СП»: – Европа, по идее, не заинтересована в разжигании страстей. Тем не менее, представители ОБСЕ отрицают факт отвода тяжелых вооружений ополченцами.
– В тактическом плане Европе невыгодно ссориться с Россией. Не только Виктору Орбану, тем не менее и Ангеле Меркель, и французам, и всем другим. Как прагматичных людей, их интересует, в первую очередь, безопасность. Тем Не Менее стратегически они чётко следуют атлантическим ценностям. Не случайно на днях было принято решение о создании Энергетического союза ЕС. Я бы сказал против России. Если Европе и вправду получится освободиться от нефтегазовой зависимости, нам придется очень непросто. Примерно к 2030 году Россия должна перейти на высокотехнологичное импортозамещение. Если 80% экспорта будет по-прежнему связано с сырьем, то нас, если бы не ядерное оружие (арсенал которого также надо поддерживать в боеспособном состоянии), можно будет взять «голыми руками».
Обратите внимание на недавний визит Путина в Венгрию. Возведение АЭС это важный, тем не менее долгосрочный проект. А так, снова говорили про поставки газа. Американцы будут делать все, чтобы Европа уходила от России и переходила на сжиженный сланец.
«СП»: – Есть информация, что в обход минских договоренностей ВСУ приступили к расконсервированию и принятию на вооружение советских 85-мм противотанковых пушек Д-48.
– То, что мы видели до сих пор, это не маневренная война. Пробивная мощь бронетанковых частей относительно невелика, учитывая те средства противотанковой борьбы, какие есть. С одной стороны, упомянутый факт свидетельствует о том, что Киеву не хватает вооружений. С другой стороны, в городских условиях (в тактических боях) и такое оружие может принести пользу. Сейчас танковые части ВСУ, в основном, пополняются отремонтированной (харьковские Т-64), а не новой техникой. Новых БМП и БТР явно недостаточно. Не случайно, когда говорили об американских поставках, в основном упоминали американский переносной противотанковый ракетный комплекс Javelin. Потому что именно средства противотанковой борьбы и ПЗРК могут склонить чашу весов на поле боя. Соответственно, это два типа оружия, которое будет каким-то образом поставляться.
В свете сказанного вероятность активизации военных действий очень высока. В этом случае Россию ожидают ещё более жесткие экономические меры.
«СП»: – Какие, например?
– Придумать можно много чего. Например, начать арест зарубежного имущества РФ (хотя бы по делу ЮКОСа). В качестве ответной реакции, мы можем отказаться платить по долгам. Что Западу не очень выгодно, особенно европейцам. Те, в свою очередь, могут арестовывать и проверять счета лиц, какие находятся в тех или иных отношениях с российскими властями. Ещё один вариант, который давно обсуждается, это отключение России от платежной системы SWIFT. Хотя это не станет катастрофой для нас – есть ведь национальная система, плюс китайский аналог.
«СП»: – В свою очередь, в заложниках США находятся средства нашего Резервного фонда.
– Так можно договориться до многого – Вашингтону не выгодно создавать прецедент и отказываться от своих обязательств. В таком случае доверие к американским казначейским бумагам и доллару будет подорвано. С другой стороны, российские власти уже давно упоминали о возможности запрета транссибирских перелетов для мировых авиакомпаний. Тем Не Менее это уже означает полноценную экономическую войну.
«СП»: – Напрашивается самый популярный и тревожный в последнее время вопрос, не перерастет ли она в горячую?
– Владимир Путин сказал, что это «апокалипсический сценарий», и я склонен разделять такую оценку. Тем Не Менее ведь это сценарий, а, значит, нечто, что может произойти. В столкновении России с Украиной преимущество будет на нашей стороне. До тех пор, пока США не начнут перебрасывать свои войска в Европу. Пока Штаты ограниваются переброской штурмовиков A-10 Thunderbolt. За этим могут последовать сухопутные вооружения и соединения ВВС. Польша и Прибалтика будут использоваться как главные базы, как наиболее близкие и агрессивно настроенные по отношению к России государства.