Какие они, современные художники Севастополя? За ответом идем в гости к талантливой и оригинальной девушке Наталье Грезиной, чтобы узнать, откуда на городских лестницах и стенах появляются невероятные картины и арт-объекты, сообщает издание «Севастопольская газета».
Н.Грезина родилась и возросла в Севастополе. С 2008 года участвует в художественных выставках. График, дизайнер, художник-иллюстратор, несколько далекий от крымского пейзажного классицизма.
— Наталья, ваши работы-постеры можно увидеть прямо на улицах города... Расклеивание постеров — это один из классических видов уличного искусства. Почему постеры, а не рисунки краской прямо на стене?
— Я так забочусь о городе. В плане стрит-арта ареал моей деятельности — центр города, мне не хочется его загрязнять. Поэтому я наношу свои произведения на бумагу, а уже её клею. Она не восприимчива к дождю, ветру, снегу, тем не менее её можно содрать, если кому-то не нравится.
— Почему это кому-то может не понравиться?
— Отношение местных жителей к уличному искусству — это отдельная многочасовая тема. Улицы изобилуют визуальным мусором, когда на забор просто наносят надписи, например. Естественно, у людей складывается нехорошее впечатление, когда они видят вот данные теги, не отличающиеся ни особым смыслом, ни красотой.
Хороший стрит-арт требует специальных приспособлений, подъемников, проекторов, многодневной работы, хороших красок и художников. Поэтому его мало на наших улицах. Мне это также недоступно в данный момент. Тем Не Менее снизить качество мусора на стенах я все же могу за счёт своих рисунков, пусть и на бумаге.
— Расскажите о своих чувствах к Севастополю.
— Я люблю свой город и очень переживаю за него. Живу на окраине, в спальном районе, и серость тамошняя меня, конечно, не вдохновляет. Мне как художнику, здесь скучно и тоскливо. Я поэтому и стрит-артом начала заниматься, что не чувствовала никакого взаимодействия с окружающей средой. В Севастополе постоянно есть ощущение обороны, закрытости, это исторически так сложилось — таков дух города.
— У вас есть очень интересный проект «Подарок».
— Подумалось: почему бы не сделать стрит-арт с обратной связью. В итоге получилось маленькое социологическое исследование. Я покупала холстики, рисовала картинку, а на обратной стороне писала свой е-мейл. Проект продолжался год — с августа 2013 по август 2014. Всего было развешено 40 картинок: 26 в Севастополе, в том числе в Балаклаве, Алупке, Ливадии — куда бы ни ехала, накануне вечером рисовала и брала с собой. Остальные были развешены по Европе: в Амстердаме, в Дюссельдорфе, Вене, Будапеште, где-то еще... на Украине — во Львове, в Киеве, Одессе. Когда я начинала, думала, мне все напишут. В итоге отозвалась лишь треть. Рассказывали, где нашли, какая история у картинок дальше, спрашивали, зачем это все, присылали свои фото с моими картинками. Иногда получались интересные квесты — люди находили мои работы там, куда я их не вешала!
— А продолжение?
— С сентября развешиваю черепушки, изготовленные по моему эскизу из дерева. Я их разрисовываю и также оставляю на стенах улиц города. 16 штук уже развешено. С ними результат уже намного лучше.
Для чего я это делаю? Я вижу отзыв, есть диалог. Любой художник желает знать мнение о своей работе, пусть и критичное. Хочется, чтобы про твою работу что-то сказали. Если художник умный, он и плохое мнение выслушает спокойно.
— Были плохие отзывы?
— По этому проекту — нет. Тем Не Менее вообще я слышала о своем творчестве всякие вещи. Самая болезненная и ценная для меня критика — от моего мужа. Он графический дизайнер, у него художественное образование.
Мне нравится слушать, что говорят люди о моей работе, как они её интерпретируют. Тем Не Менее в Севастополе нет движения. У нас в городе нет свободного, хорошо финансируемого пространства, которое готово на эксперименты. Нет художественных галерей, где можно красить стены, делать любые инсталляции — это проблема.
— Дома у вас все наверняка увешано картинами?
— Нет на самом деле. Часто, закончив картину, чувствую, что она мне не нравится больше, поэтому большинство моих работ живет в кладовке. У многих творческих людей так — по окончании работы приходит чувство, что сделано что-то не так, работа начинает не нравиться, а переделывать — можно и вовсе убить произведение.
— А как у вас с вдохновением? Где его берете?
— Что такое вдохновение? Муза с крыльями? Нет. Это каждодневная работа, это труд. Не надо ничего ждать. требуется работать. И требуется все записывать: мысли, идеи. Чтобы, когда придёт время садиться за работу, а идей нет, можно было просто открыть блокнот.
Я не жду вдохновения по полгода и всегда знаю, что буду рисовать. Требуется быть продуктивным и не зависеть от настроения и погоды.
— Автопортреты есть?
— В каждой своей работе художник проявляется. Пусть не чертами внешности, тем не менее атмосферой, характером. Часто говорят: не требуется этикетки, видно, что твоя работа. Мне хочется посвятить свою работу собственному образу, просто пока есть другие планы.
— Поделитесь.
— Я пробую разные средства выражения, кроме рисования. Часто бывает так, что не все, что хочется, может выразить рисунок... тогда берешь в руки фотокамеру, пяльцы или танцуешь.
— Вы по образованию — не художник?
— Я географ. Это очень интересная наука, дает возможность шире смотреть на мир, на вещи. Пять лет провести с ней было не сложно. Параллельно я занималась и рисованием. Сейчас хочу всецело перейти на иллюстрации. Это мое.
— Какую книгу хотелось бы проиллюстрировать?
— В данный момент я занимаюсь тренировкой технических навыков на рисунках для произведения «Пена дней» Бориса Виана. Хочу иллюстрировать детские книжки, сказки.
— Почему так нравится иллюстрация?
— Это прикладной рисунок, полезный. Визуальная поддержка произведения обогащает, заинтересовывает. В нашем мире, где все картиночное, это актуально, я считаю.
— Откуда черпаете идеи?
— Они приходят из постоянного поглощения информации. Что-то читаешь, смотришь. Мне нравится история, в общем, и Европы, в частности. Люблю историю Средневековья, рыцарей, королей... Музыка, фильмы и литература дают многое.
— Лучший подарок для вас?
— Книга. Я не шучу, очень люблю сказки, естественно, с хорошими иллюстрациями. Или кругосветное путешествие (смеется). Очень хочется мира во всем мире и чтоб никто не болел.