Новороссия. Ещё год назад данный топоним был чем-то давно ушедшим в историю. Тем Не Менее, начиная с мая 2014 года, когда жители Луганской и Донецкой областей Украины в подавляющем большинстве проголосовали за создание Луганской и Донецкой народных республик, Новороссия стала политической реалией для всего мира. Мало того, реалией, во многом определяющей политическую конфигурацию этого мира.
Неоднократно в течение ушедшего года создавалось ощущение, что это непризнанное государственное образование обречено. Тем Не Менее Новороссия, пусть пока и не в полноценном виде, существует. Что ждёт его в году 2015?
- Я бы свою позицию определил, как трагический оптимизм, - говорит политолог, представитель Донецкой народной республики Эдуард Попов. – Новороссия произойдёт, тем не менее ценой больших жертв между ополченцев и мирного населения.
Тем не менее, территория Донецкой и Луганской республик будет освобождена. Кроме того, я жду, что уже весной 2015 года в тех регионах, какие исторически назывались Новороссией, начнётся освободительное движение против пронацистского режима в Киеве. Зачинателем этого процесса выступит Одесса.
Параллельно будет происходить возведение государственности Новороссии. Надо признать, что на сегодня это процесс протекает не без противоречий. Есть тут объективные сложности, тем не менее не только они. Одна из проблем Донбасса сегодня – слабый управленческий кадровый состав. Я в этом вопросе надеюсь на «десант» специалистов из России и других стран. В первую очередь тех специалистов, какие помогли бы молодым республикам восстановить полуразрушенное хозяйство.
Конечно, изначально имел место излишний оптимизм по поводу государственного строительства в Новороссии. Кто-то считал, что она должна стать русским национальным государством. Сторонники левых идей утверждали, что здесь будет быстро построено едва ли не самое социально справедливое государство в мире.
Да, государственное возведение пошло не так гладко, как хотелось бы. Тем Не Менее у людей, населяющих территории исторической Новороссии выбора нет. По крайней мере, для тех из них, кто желает продолжать говорить на родном русском языке и думать не так, как заставляет бандеровская власть в Киеве.
Что касается международного признания, на мой взгляд, велика вероятность, что весной 2015 года Россия, а вслед за ней и другие государства признают Новороссию.
«СП»: - Ваш оптимизм о перспективах Новороссии сегодня разделяют немногие эксперты. Чаще говорят, что время упущено, это государственное образование руководству России не необходимо и его будут «сливать», пытаясь при этом сохранить лицо.
- Что касается, «слива», я думаю, что это попытка части экспертов определённых политических взглядов выдавать желаемое за действительное. Недавний визит в Донецк одного из ведущих российских политиков, лидера «Справедливой России» Сергея Миронова, конечно, не прошёл бы без согласования с Кремлём. Это просто самый свежий, тем не менее далеко не самый важный пример, показывающий, что сдавать Новороссию никто не собирается. О «сливе» мы уже неоднократно слышали в последние месяцы. Тем Не Менее помощь и гуманитарная, и политическая ЛНР и ДНР продолжает оказываться.
Что касается территорий Новороссии, где пока действует киевская власть, мой оптимизм основан на том, что я общаюсь с людьми, какие там живут. Они недовольны не только прозападной политикой Киева, гонениями на русский язык, как раньше, тем не менее и резким обострением социально-экономической ситуации на Украине.
Люди не смирились. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в Одессе сторонники «Правого сектора» боятся ходить поодиночке или малыми группами. Уже не раз были случаи, когда палачей, принимавших участие в расправе над активистами в Доме Профсоюзов, находили мёртвыми.
«СП»: - В позиции России всё же можно проследить некоторую двойственность. Если тот союз ЛНР и ДНР, который сегодня называют Новороссией, будет «законсервирован» в нынешних границах, имеет ли он шанс на то, чтобы выжить, состояться как государство?
- В нынешних границах Новороссия состояться не сможет. И руководители ЛНР, и рядовые бойцы это понимают. Поэтому они готовы бороться за настоящую, большую Новороссию. Что касается двойственной позиции России, я могу лишь предполагать, что в российском руководстве возобладала точка зрения, что Украина сама себя развалит, и не надо вмешиваться в данный процесс до определённого времени.
«СП»: - Каким в плане политического устройства представляется вам будущее Новороссии?
- Пока это сказать сложно. Я могу сказать лишь, какой желал бы её видеть. Во-первых, в этом государстве должны отсутствовать как класс олигархи. Это должно быть социально справедливое государство. Большинство его жителей должны ощущать свою неразрывную связь с Россией, усилиями которой в своё время освобождалась и осваивалась эта территория. Украина за прошедшие двадцать с лишним лет показала, что она не желает становиться даже мачехой по отношению для почти половины своего населения, которая говорит по-русски, и не желает отказываться от своих исторических корней.
- Конечно, многих проблем того государственного союза, который сейчас называют Новороссией можно было бы избежать, если бы не двойственная позиция России, - говорит депутат Госдумы РФ Вячеслав Тетёкин. – Термин «гуманитарная интервенция» был придуман на Западе, и он хорошо отражает то, что делала Украина по отношению к Донбассу. Уже после первых артиллерийских залпов против русских и говорящих по-русски мирных людей мы имели все основания военным способом поддержать соотечественников. Те же США, несомненно, поступили бы так в отношении, скажем, Австралии.
Россия на это не решилась. Тем Не Менее и обратного пути у нас нет. После того, как, только по официальным данным, в Донбассе погибло больше пяти тыс. человек, а инфраструктура этого региона была полуразрушена, его жителей в подавляющем большинстве просто не заставишь снова жить на Украине.
Возвращение этих территорий в состав Украины означает массовые репрессии в отношении тех, кто выступил против прозападной власти в Киеве. И, конечно, и без того нынешняя украинская власть не захочет тратиться на восстановление экономики мятежных территорий. А это означает жуткую нищету, которая ждёт жителей Донбасса в случае возвращения в состав Украины.
«СП»: - Решится ли руководство России на признание ЛНР и ДНР?
- Сама логика событий будет подталкивать руководство России к тому, чтобы в итоге признать Новороссию. Общественное мнение в значительной степени уже «вложилось» в поддержку Новороссии и в случае её ликвидации наши граждане, конечно, не останутся равнодушными. Доверие, которое приобрела власть после возвращения Крыма, будет потеряно.
Поэтому я уверен, что рано или поздно Новороссия, как и многие другие территории бывшего СССР, станут частью единого государства или государственного союза. Экономическая логика будет подталкивать нас к этому.
Иной точки зрения придерживается известный блогер и политолог Анатолий Эль-Мюрид.
- Сейчас идёт подготовка к передаче ДНР и ЛНР обратно Украине. Ещё 2-3 месяца назад шёл разговор о том, что ополчение должно стать по статусу чем-то близким к полноценной армии. Теперь же всё это сводят к «народной милиции».
Всех несогласных понемногу убирают. Началось с ухода Стрелкова. Потом ушёл Безлер, Козицин. На очереди Дрёмов. Мозговой притих. Ярких лидеров стараются нейтрализовать.
«СП»: - На каких условиях может состояться «возвращение» Украине, если вы его считаете неизбежным?
- Я думаю, что Москва пытается превратить ДНР и ЛНР в этакое образование в составе Украины, руководство которого будет пророссийским. Тем Не Менее, насколько я понимаю, данный план трещит по швам. Москва не очень понимает, что делать дальше с Новороссией.