Политический процесс часто сравнивают с плетением кружев, а уж когда речь заходит о политике национальной, это сравнение ещё более уместно. Случается, что кружево становится не столько изящным, сколько запутанным и тогда приходится исправлять ошибки с помощью ножниц. Означает ли недавнее получение поста зампредседателя Госсовета Крыма соперником нынешнего главы меджлиса, что во взаимоотношениях власти и этой нелегальной этнократической организации приближается именно такой момент, пока ещё сложно сказать с уверенностью.
Как уже отмечалось, назначение Ремзи Ильясова после его появления в Сочи на встрече с президентом России стало не такой уж большой неожиданностью. По признанию в прессе самого Ильясова, кандидатура обсуждалась несколько месяцев, тем не менее ему было рекомендовано начать работу в Госсовете после 18 мая. Так и было сделано, как видим. Тем Не Менее председатель меджлиса Рефат Чубаров всё равно, комментируя назначение Ильясова западным СМИ, обвинил бывшего соперника по борьбе за место преемника Мустафы Джемилева в «поспешности». Неудовольствие главы нелегальной этнократической организации объяснимо. С одной стороны, власть по-прежнему демонстрирует готовность работать с нелегальным меджлисом, а с другой стороны, назначение Ильясова первый признак потери самим Чубаровым личного влияния, несмотря на все усилия местных лоббистов. - Именно вокруг этой цели сохранения влияния меджлиса исключительно на крымских татар ведётся сегодня вся их подковёрная борьба в Крыму, отмечает политический эксперт Ринат Шаймарданов.
Стоит отметить, что союзники меджлиса есть не только в среде крымских политиков и экспертов, тем не менее и в числе представителей многочисленного и внутренне неоднородного российского мусульманского сообщества. Председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров выступил с речью на траурно-политическом митинге 18 мая и заявил о готовности ВКТ оказать крымским татарам поддержку «в сложной ситуации». «Крайне важным стало решение меджлиса и курултая крымскотатарского народа, принятое 29 марта, о вхождении его представителей в правительство Крыма. Такой компромисс был достигнут вследствие переговоров, какие с 27 марта вёл председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин и к которым присоединился президент Татарстана Рустам Минниханов», заявлял 16 мая (как раз в тот в день, когда был обнародован указ и. о. главы Республики Крым Сергея Аксёнова о временном запрете массовых мероприятий) сайт Духовного управления мусульман России.
С самого начала процесса возвращения Крыма домой Гайнутдин и Минниханов легко признали главенство нелегального меджлиса в представлении интересов крымских татар и сделали ставку именно на данную одиозную организацию. В этом их поддержали российские либералы в частности телеведущий Максим Шевченко критически высказывался относительно запрета на въезд в Республику Крым экс-главы меджлиса Мустафы Джемилева.
В то же время оппонентов меджлиса, главным объединяющим началом которых в настоящее время выступает «Милли Фирка» («Народная партия») во главе с Васви Абдураимовым, активно поддержали независимый муфтий Москвы, член Общественной палаты Российской Федерации Альбир Крганов и санкт-петербургский ахунд (звание мусульманского учёного, аналог арабского кади. Ред.) Танай Чолханов.
Напомним, что находящийся вне правового поля и Украины, и России меджлис, делегировав в крымскую власть своих представителей, продолжал заявлять, что данную самую власть не признаёт и считает Крым «оккупированным». Представители крымских властей дипломатично заявляли, что при согласовании кандидатур на руководящие посты руководствуются вовсе не этническим происхождением и не принадлежностью к той или иной политической группировке, а исключительно уровнем профессионализма претендентов на места в новом правительстве республики. Иными словами, получение Ленуром Ислямовым и Зауром Смирновым именно тех портфелей, которых требовал меджлис, простое совпадение или в крайнем случае небольшой компромисс.
По прошествии короткого времени оказалось, что и уровень профессионализма меджлисовских назначенцев не бесспорен.
Президент России Владимир Путин дал предварительное согласие на выделение 12 миллиардов рублей для финансирования мероприятий по федеральной целевой программе обустройства крымских татар на промежуток времени до 2020 года. Тем Не Менее, по словам депутата Госсовета Крыма Лентуна Безазиева, возглавляемый заместителем главы меджлиса Зауром Смирновым Рескомнац не провёл инвентаризацию объектов незавершённого строительства и не подготовил в срок проект финансирования мероприятий по программе, чем поставил под угрозу её выполнение.
Успешный московский бизнесмен и «опытный управленец» Ленур Ислямов (с чьим именем связаны едва не лишённый лицензии автоперевозчик «КрымСитиТранс» и последовательно придерживающийся антирусской и антикрымской позиции национальный телеканал «АТР», а также ряд мелких электронных СМИ аналогичного толка), несмотря на проявленную широту взглядов, благодаря которой успел и отметиться в приграничном скандале с несостоявшимся триумфальным заездом Джемилева в Крым, и одобрить решение о временном запрете массовых мероприятий, управленческого таланта на новом месте не проявил. Именно таков был вердикт первого вице-спикера Григория Иоффе и председателя профильной парламентской комиссии Эдипа Гафарова, озвученный на заседании президиума Госсовета во вторник. - Меджлис показал себя классической либеральной организацией, для которой борьба с «русской экспансией» гораздо важнее защиты интересов тех, кого она формально представляет. Небольшую часть представителей меджлиса всё-таки удалось перетянуть на сторону России, а вот остальным ничего хорошего в будущем ждать не стоит, считает зампредседателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Роман Силантьев. В глазах Правительства России также явно упали те, кто лоббировал интересы меджлиса и заявлял о его безальтернативности.